понедельник, 12 сентября 2016 г.

Второй раз в первый класс!!!

Ну что ж, с началом учебного года нас всех, кому это актуально!!!
1-ое сентября мы отпраздновали на даче с шашлыками и с увлекательной настольной игрой "Каркассон". Было так вкусно и интересно, что сфотографировать я и забыла. А вот 2-ое сентября мы отпраздновали велопрогулкой, и тут уж я не подвела! Вот он наш первоклашка!

И снова Макс в 1ом классе и снова мы учимся дома! Первая учебная неделя позади, пока полет нормальный. Но обо всем постепенно.
(Сегодня будет много про наш личный опыт и осознания, к которым я пришла, кому не интересна тема образования, можете смело пропускать).

Итак, второй раз в первый класс! Звучит, конечно, странно, но я этому рада! Я искренне рада, что мы пробовали начать с Максом программу 1 класса в прошлом году, а потом решили отложить это все на год. Я увидела в этом много преимуществ, и тем, кто подумывает обучать своих детей на СО (семейное образование), особенно мамам мальчиков, особенно мамам непоседливых и гиперактивных мальчиков, я очень советую растянуть программу первого класса на два года. Тогда давление на детей не такое сильное, они все делают постепенно, постепенно тренируют внимание и усидчивость, постепенно укрепляют зрительную память, постепенно учатся выводить прописные буквы, затем постепенно отрабатывают каллиграфию, постепенно начинают читать слова, сначала с тех, которые попроще, потом все сложнее и сложнее. И в итоге процесс этот уже не такой болезненный, не надо стоять над ребенком и требовать его переписывать ужасные каракули в первый же месяц, как только он начал этому учиться, и не нужно ожидать от него быстрого и осознанного чтения, даже если он давно знает все буквы и хорошо читает слоги.

Вообще, за прошлый год и особенно за эту первую неделю я пришла к пониманию (точнее еще раз утвердилась в том), что в обучении ребенка важно не забывать о трех "П"(это я для себя так сократила):

П - Простота
П - Позитив
П - Постепенность

На самом деле они все между собой связаны и вытекают одна из другой.

Простота -  осваивать то, что ребенку дается трудно, лучше начиная с очень простых вещей, простых до смеха. Но только ребенку совсем не до смеха. Особенно это касается чтения. Честно скажу, Макс до сих пор не читает в полном смысле этого слова. Хотя буквы он знает уже лет с трех, и что-то даже пытался составлять из них, и слоги мы с ним читали, и что мы только не делали, и каких я только методик с ним не перепробовала, ну вот не дается ему это. Вернее дается, но с большим скрипом. Кто-то в его годы уже книги взахлеб читает, а мы вот пока по отдельным словам и то туговато. И я все время пыталась дать ему чуть сложнее, чем он может, ну, вроде бы, чтобы было развитие, чтобы было к чему стремиться. Но это дало обратный эффект, он увидел, что у него ничего не получается, и вообще теперь терпеть не может читать. Да уж, нам был нужен чуть-чуть другой результат... Так что в том году я от него отстала и с чтением не приставала. А летом по-помаленьку мы начали читать совсем простые слова из 3-4 букв, с разными заданиями и дополнениями, так, чтобы он почувствовал, что он может читать, что это не так страшно!

И вот тут как раз появляется Позитив - я еще раз увидела и убедилась на примере с Максом насколько ребенку важно иметь позитивный опыт в обучении. Если ему постоянно тыкать и говорить что-то типа: "вот тут перепиши", "вот тут у тебя криво получилось", "да что ж ты прочитать-то это не можешь, это ж так просто" и т.д. у ребенка постепенно пропадает всякое желание стараться дальше, все равно ничего не получается, все равно мама будет недовольна. И тут же верно обратное. Если подпитывать у ребенка позитивный настрой, показывать ему то, что у него получилось хорошо, если давать ему читать слова, которые он в состоянии прочитать, тогда он это читает и радуется, т.к. видит, что он МОЖЕТ читать. Позитив нам особенно пригодился и в письме. Вроде бы прописные буквы Макс освоил еще в том году, но вот до эстетичности этим буквам, конечно, еще было далеко. Я сначала пыталась ему показывать, где он написал корявенько и просила переписать. Опыт показал, что это вовсе не работает. Пошли от обратного. Мы начали с ним "короновать" буквы, которые у него получились хорошо (рисовали над ними короны), а те, которые чуть-чуть не дотянули награждали сердечками за старание, ну а которые совсем никуда не годятся просто оставались незамеченными. И насколько же было велико моё удивление, когда Макс после очередной раздачи наград попросил еще раз переписать те буквы, которые ничего не получили!!! Макс, наш Макс, которого не заставишь писать, САМ попросил ПЕРЕПИСАТЬ буквы!?!?! Ну, и теперь у него уже спортивный интерес, старается писать так, чтобы все буквы были красивыми, чтобы получили или корону или хотя бы сердечко! А я не нарадуюсь!

Ну, и последнее Постепенность - усложнять задания лучше постепенно. Когда ребенок освоил что-то на простых примерах, и у него уже закрепился позитивный опыт того, что он может это делать и он делает это с легкостью, вот тогда можно уже постепенно усложнять материал. Не стоит ожидать от ребенка, что научившись писать буквы, он сразу начнет писать предложения, или что научившись читать слова, ему будет легко прочитать текст.
Это нам взрослым кажется, что все это очень элементарно и просто, а ребенку тут нужно включать еще и внимание, и умение объединять слова в единое предложение, улавливать смысл и связь между словами, помнить, что точка - это конец предложения, а заглавная буква - это начало и т.д. В общем продвигаемся мы очень медленно, но верно. Так, например, выглядит наша тетрадь по русскому языку. Это все, что мы успели за неделю, хоть и немного, на первый взгляд, зато позитивно и есть желание продолжать. А это, по-моему, главное!

Вообще, мне очень нравится одна фраза, которую я встретила в одной из многочисленных статей, прочитанных мною про СО, и принадлежит она аж Плутарху. "Ребенок - это не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь." Сразу же повышается планка, зато как вдохновляет! Не просто выдрессировать, не просто вызубрить и забыть, а увлечься, заинтересоваться, нырнуть с головой. И я понимаю, что для меня это пока что высший пилотаж, я все же сама воспитана в старой советской школе и мне самой много что нужно менять в своей голове и в своем подходе к обучение, но зато есть куда стремиться.

А вообще, как я написала в начале, пока что настрой у меня самый позитивный. Я как будто бы влюбляюсь все больше и больше в идею СО. До этого я как бы знала о ней в теории, что-то слышала, что-то читала, а теперь постигаю на практике, и пока мне ОЧЕНЬ нравится. В том году у меня было менее радужное восприятие, наверное, потому, что Максу все же было рановато, и все шло очень натянуто и со скрипом. А за год он подрос, и нам уже интересно! Хотя, конечно, не всегда, и бывают моменты не хотения и не желания, куда уж без этого?..

И пару слов о самих занятиях. За эту неделю у нас уже сформировался определенный режим. Заниматься я решила лучше по утрам, сразу после завтрака, пока мозги еще свеженькие. Самое сложное в начале - письмо, чтение и математика. Это в обязательном порядке каждый день, по чуть-чуть, в небольших дозах, но каждый день! И то, математику проходим вскользь, пробегаемся по учебнику, решаем логические задачки, а все вычисления мы с ним делаем где-нибудь по ходу. То в магазин его отправляю, и мы с ним предварительно обсуждаем, какие купюры или монеты он даст, если сумма покупки будет одна или другая, и сколько ему должны будут дать сдачи.
Или вот гуляли недавно мы на площадке, качались на качелях и решали, кто тяжелее, я или Максимка с Миланкой вместе взятые, а если к ним прибавить Матвея? Ну и разные вариации. Вот это еще, что мне нравится в СО, что многие предметы можно, и даже нужно осваивать не за столом, а в жизни. И когда мы вот так вот учимся, начинаешь замечать взаимосвязи между предметами, а не так, как они в школе все в отрыве друг от друга преподносятся, и от этого только интересней становится.


"Окружающий мир" проходить по учебнику - вообще кажется странным! Так что мы стараемся, насколько это возможно, осваивать материал в полевых условиях. Пока на даче еще не все увяло,  мы решили начать с темы растений. Все проходили наглядно в виде мини-квеста, который я Максу строила. Надо было выполнить задания, написанные на карточке.




А потом мы пытались найти  цветы, которые были изображены в книжке. Надо сказать задание не из простых, т.к. многие цветы совсем оказались не похожи на свои изображения. Теперь вот думаю, опознает ли Макс их в тесте, если они ему попадутся, т.к. мы все-таки обсуждали с ним реальные цветы, хотя это не так уж и важно.



А еще мне очень понравилась популярная среди СО-шников идея изучать что-то не по учебникам, а по "живым книгам". "Живая книга"  обычно это книга, написанная одним автором, который имеет страсть, живой интерес к описываемому предмету. Обычно "живая книга" написана в разговорном или повествовательном стиле. Такая книга захватывает читателя, вовлекает его эмоции и чувства, разжигая воображение, благодаря чему информация, полученная из книги, запоминается надолго.
Так что мы подхватили эту идею и тоже начали ее опробовать! Вообще, мы читаем много книг, а на этой недели обращали особое внимание на жизнь растений в них, и как оказалось во многих, даже сказочных историях, есть многое об этом, только успевай замечать и обсуждать.

Один день я отвела полностью на творчество - дети лепили и рисовали в свое удовольствие под звуки классической музыки! Каждый лепил кто, что хотел. Вообще у них у каждого есть своя пластилиновая страна, и все они хранятся на кухонном гарнитуре.


И после каждого очередного занятия с пластилином она все пополняется и пополняется новыми обитателями. Я уже начинаю подумывать, как бы от этого всего избавиться (я просто представила во что все это может вырасти, а ведь и Матвей еще подключится), но пока дети ни в какую не соглашаются избавляться от своих пластилиновых миров, так с ними и живем!



Английский мы проходим за завтраком и вечером читаем еще книжки на английском. Где-то читала, что лучше всего информация усваивается и запоминается именно утром, как только проснулся, и вечером, перед сном. Будем надеяться, что что-то там у них отложится все-таки. О результатах пока говорить рановато. ))))

Так прошла наша первая неделя на СО. Очень надеюсь, что наш позитивный настрой не только сохранится, но и будет расти с каждым разом и зажигать в Максимке тот самый факел, о котором говорил Плутарх!

2 комментария:

  1. Оля, умничка, так держать!
    У нас семейное образование называется домашним обучением ("хатняя адукацыя" па-беларуску) или официально "обучением по индивидуальному плану". Мы с Димычем с ходу насчитали в нашей церкви 16+ детей, которые так учатся.
    Почему-то очень сильно запомнилось одно высказывание пастора на эту тему, что в домашнем обучении очень важно решение папы идти таким путем. Потому что в тот момент, когда маму накроет, что это тяжело, она устала и больше так не может, очень важно иметь твердые тылы, которые не дадут свернуть с выбранной дороги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Даша, какое важное замечание про папу))) Надо Славе дать прочитать))) потому что я понимаю, что это сейчас у меня все в розовых тонах, но рано или поздно меня накроет, надо быть готовыми. А что касается церкви, мы у нас одни такие, многие вообще о таком не слышали. Ищу единомышленников в округе, пока глухо.

      Удалить