среда, 2 декабря 2015 г.

Наш домашний эксперимент

За прошедшие три месяца, пока я не писала в блоге, в нашем домашнем эксперименте с семейным образованием произошли значительные изменения. Сказать, что наш эксперимент не удался, как-то у меня не поворачивается язык. Просто он нас привел немного не туда, куда мы планировали )))

В начале все шло очень даже неплохо, на первый взгляд. Я съездила и в департамент образования, написала заявление, и со школой договорилась, и мы усердно занимались с Максом, писали прописи, проходили необходимый объем информации, готовясь к полугодовой аттестации. Но во всем этом я чувствовала, что что-то не так.  А не так было то, что вроде бы Макс-то все делал, но вот смотрела я на него и понимала, что как будто рановато ему еще. Так-то он все и пишет, и читает, и считает, но я вижу, что психологически сложно ему это все дается.
Прочитала еще очень хорошую статью на эту тему, о том, что в первом классе на ребенка ложится очень большая нагрузка. Тут и буквы тебе надо учиться писать, и при этом надо учиться писать их красиво, да еще и не пропускать, да еще и в ту сторону писать, куда надо, да еще и списывать текст уметь, да и много чего еще. Это нам взрослым кажется, что же тут сложного - красиво переписать какое-то слово. Только у детей внимание работает совсем по-другому, чем у взрослых. Оно у них концентрируется только на чем-то одном. Если надо переписать слово, ребенок будет сконцентрирован именно на этом, и он не может при этом одновременно следить и за чистописанием и за правописанием. И тоже самое с чтением. Недостаточно научить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова, чтобы ребенок научился хорошо читать. Нужно развивать его технику чтения, его внимание, его умение воспринимать текст, как целое и т.д., а именно этому в школе обычно не учат.

Вместе с этим из самых разных источников я слышала или читала, что чем позже отдать мальчика в школу, тем лучше для него. У мальчиков позже созревает способность к академическому восприятию информации. Нет, конечно, бывают исключения, когда мальчик сам тянется к энциклопедиям, в 5 лет читает Пушкина и уже в 6 лет знает таблицу умножения, но это не про нашего Макса.
В общем думали мы, думали, взвешивали все "за" и "против" и в итоге решили растянуть программу 1ого класса на два года и прийти в школу в следующем году. Да, мы отложили учебники, но это вовсе не значит, что мы перестали заниматься. Просто сейчас я уже более ясно вижу, с чем у Макса возникали трудности, когда мы начали проходить школьную программу, и сейчас стараюсь давать ему задания, где бы он тренировал необходимые ему для этого навыки (тренировка внимания, умение переписывать, восприятие текста и т.д.)

Вместо скучных прописей мы решили, что Макс будет писать письма друзьям. Теперь я только и успеваю бегать на почту, покупать конверты и отправлять письма. Зато сколько радости у ребенка, когда приходит долгожданное письмо! И сам ведь садится писать ответ, и выводит все прописные буквы, и старается.

Перед тем как пришла идея писать письма, была другая попытка увлечь его прописями. Чтобы Максу было интересно писать прописи, в начале строки я рисовала, например, рыцаря, а в конце дракона. Чтобы рыцарь победил дракона нужно проложить к нему дорожку из букв. Вот тут уже Макс включался, фантазия начинала работать по полной, конечно, помимо рыцаря и дракона в тетрадке появлялась еще куча дополнительных спец.эфектов и дополнений, но главное - результат был достигнут и строчка прописана! Но хватило этого способа ненадолго, и вскоре Макс устал от рыцарей, мы пробовали и монстров и кого-то еще, но в итоге пришли к тому, что лучше всего писать письма, это и приятно и есть реальная цель!

Когда проходили с Максом длину - метр, сантиметр, дециметр, сели, как полагается, за стол, я ему пытаюсь по линейке и в тетрадке все это объяснить. Вижу, ребенок теряет интерес. Пришлось подключать снова свою фантазию и придумывать, как это можно сделать, чтобы Макс не сидел на месте, а двигался.
Решили измерять Максимкин рост, а потом вычисляли, сколько он метров, сантиметров и дециметров, параллельно осилили сложение десятков.

В общем, получается, что сейчас Макс учится учиться, а я учусь учить Максима учиться )))

Еще я увидела один положительный момент в том, что мы перенесем все это на будущей год в том, что мы уже познакомились со школой, с завучем, узнали, что там же при школе идет подготовка к первому классу (1 раз в неделю), начали туда ходить, Макс познакомился с будущими учителями, и теперь в следующем году они будут уже друг друга знать, и аттестации, надеюсь, будут проходит менее болезненно и с нормальным к нам отношением.
И вдобавок к этому, узнали, по каким учебникам занимается первый класс, и уже ненавязчиво и незаметно проходим необходимую информацию.

Для тех, кому интересно, делюсь подборкой того, что мы используем в своих занятиях помимо учебников:
http://www.radostmoya.ru/ - очень хороший образовательный канал для детей. Затрагивается разные сферы, для разных возростов, нашим детям очень нравится.
http://www.starfall.com/ - сайт для изучения английского языка, тут ребенок может сам заниматься, так же пришелся по душе нашим детям.
http://www.labirint.ru/series/28104/ - очень нравятся детские энциклопедии с Чевостиком. Материал, там, конечно, для более старших классов, но Максу интересно. Прошли с ним уже "Планета Земля" и "Увлекательная астрономия", теперь взялись за "Увлекательную физику".
http://www.labirint.ru/books/435451/ - это моя последняя находка, тоже из Лабиринта, набор "Пиши правильно". Задания на правописания, подбор проверочных слов, правила ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ и т.д., в общем все то, что проходят в первом классе. Максу нравится тыкать карандашом и вытягивать карточки. Не знаю, надолго ли хватит интереса, но пока интерес есть.

Так что беззаботное детство Макса пока что продолжается, и вот недавно уже успели слепить первого снеговика в этом году:


1 комментарий:

  1. ЧТО-ТО У ВАС СЛИШКОМ СЛОЖНАЯ ПРОГРАММА. НАС В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЭТОМУ НЕ УЧИЛИ. ЭТО УЖЕ ДЛЯ ВУНДЕРКИНДОВ

    ОтветитьУдалить